ВЕРНУТЬСЯ В БЛОГ

СКЛАДСКОЙ РЫНОК В РОССИИ: ЧЕГО ЖДАТЬ В 2023 ГОДУ?

В 2022 году стабильность рынка складских помещений пошатнулась. Иностранные компании уходят с рынка России, а отечественные сворачивают предприятия или сокращают объем продуктов. 

Вырастут ли ставки на аренду? Стоит ли продлевать действующие контракты? Что ждет рынок складских помещений в 2023 году? Постараемся ответить на вопросы в статье. 


Вырастут ли ставки на аренду?

Сейчас пустеют склады, где в основном лежали непродовольственные товары: одежда, электроника. Причина: санкции и уход с рынка иностранных компаний. 

Чтобы заполнить пустующие сухие склады, арендодатели будут снижать цены на аренду. Поэтому роста ставок в 2023 году ждать точно не стоит. По данным Retail Loyalty: на конец 2021 года ставка была 5,5–5,7 тыс. рублей за 1 кв.м в год, в 2022 году упала до 4,5—5 тыс. рублей за кв. м, то к 2023 году станет еще ниже. 

Стоит ли продлевать действующие контракты? 

Для мультитемпературного  сектора складов риск потерять доход и расторгнуть контракты минимален, так как основные клиенты — российские компании, которые настроены на масштабирование. 

В секторе сухих складов ситуация иная: не получится продлить контракты с иностранными компаниями из-за их ухода с рынка, однако с российскими возможно перезаключить контракты по новым ставкам. Рост цен на аренду не ожидается к 2023 году по данным Retail Loyalty, поэтому перезаключить контракты выйдет намного выгоднее. Получаем: арендаторы и арендодатели выйдут из кризиса на взаимовыгодных условиях.

Что ждет рынок складских помещений в 2023 году?

В 2020–2021 году драйвером рынка складской недвижимости был E-commerce, на него пришлось 937 тыс. м² — 35% от всего объема сделок, по данным консалтинговых компаний Radius Group. В 2022 году объем онлайн-ритейла в складских помещениях снизился из-за падения продаж.

Ритейлеры сейчас находятся в неопределенном состоянии: с одной стороны начали сокращать издержки и экономить, а с другой взяли паузу, чтобы найти пути развития. 
Многие складские помещения сегодня пустуют: товарные запасы заканчиваются, а поставки приходят с перебоями, от этого и падает объем продаж. 

К 2023 году сформируются новые цепочки поставок через параллельный импорт. Быстрей всего отойдет от неопределенности на рынке онлайн-ритейл, который уже протестировал новую цепочку поставок — параллельный импорт. 

На момент написания статьи начинается сезон для мультитемпературных складов: собирается урожай, запускаются новые отечественные производства. А к ноябрю ритейлеры начнут запасаться новогодней продукцией, чтобы обеспечить предпраздничный лихорадочный спрос. Так что для сухих складов вскоре вернется время стабильной нагрузки. 

Как ритейлерам сократить издержки, без массового увольнения персонала, как перераспределить бюджет и сохранить бизнес — на эти вопросы и не только ответят представители рынка e-commerce на конференции на конференции МАРКЕТПЛЕЙСЫ 28—29 сентября.